Максута Исахова обвиняют в даче взятки в размере 200 тысяч долларов первому заместителю руководителя ДКНБ Манату Сарбасову. По версии следствия, за эту сумму экс-замакима города должен был закрыть дело в отношении сотрудников акимата, возбужденного по заявлению замдиректора ТОО «Старт-Строй» Егизбаева Жаркынбека, у которого якобы Исахов Максут требовал 187 млн тенге за выигрыш в конкурсе государственных закупок, сообщает Регион Инфо со ссылкой на Orda.kz .
Процесс проходит в открытом режиме. Третий судебный процесс в отношении Исахова начался с допроса главного свидетеля. Жаркынбек Егизбаев пришел на заседание со своим адвокатом. Свидетель заявил, что разглашать сведения из уголовного дела № 40 «Превышение власти» ему нельзя, так как дал подписку о неразглашении. Однако сторона защиты заявила обратное.
«60 % обвинения Исахова в даче взятки составляют обстоятельства из дела № 40, то есть они уже разглашены прокурором. Я лично ознакомилась с восемью томами дела № 40, вы подписку о неразглашении не давали. Имеется подписка о неразглашении по делу № 54, которое мы рассматриваем. В интервью блогерше Айгуль Орынбек Егизбаев уже давно разгласил сведения из дела. Сейчас все сведения из дела преданы огласке. Прокурор в роли государственного обвинителя настаивает на допросе. А адвокат Егизбаева пытается увести его от ответа. Я считаю это вообще необоснованно и полный абсурд. Как мы сейчас можем рассматривать обвинение, начатое из заявления Егизбаева? Тогда откажитесь от обвинения, прокурор», — заявила адвокат подсудимого.
Егизбаев заявил суду, что хоть юридически и не значится в компании «Старт-Строй» учредителем или директором, фактически является его владельцем с 2017 года.
«6 июня 2023 года я написали в ДКНБ заявление на Исахова, как замдиректора. В мае 2020 года его компанию незаконно отстранили от конкурса государственных закупок и победителем объявили другую компанию "Сити Строй". Но решением суда итоги конкурса отменены. Максут Исахов пригласил меня на встречу в акимат и потребовал отказаться от одного конкурса и говорил о каких-то обязательствах акимата перед компанией Сименс. Я решил тайно записать на диктофон наш разговор. Поскольку был уверен в своей правоте, не выполнил условия Исахова. В ходе повторного конкурса 14 сентября 2020 года "Старт-Строй" признан новым победителем. При этом ни Исахову, ни кому другому взятку не передавал. С заказчиком дважды заключались договоры о государственных закупках, но Минфин отказал в регистрации договора, так как необходимо было взыскать с компании «Старт-Строй» 30 % аванса», — рассказал суду Жаркынбек Егизбаев.
В ответ сторона защиты заявила, что от Егизбаева в ДКНБ незаконно приняли заявление, так как он не являлся замдиректора ТОО «Старт-Строй», последние пенсионные отчисления производились в декабре 2013 года. Доверенность на представление интересов от компании не приобщена к заявлению.
«Уголовное дело не могло быть возбуждено, поскольку судебными актами восстановлены нарушенные права "Старт-Строй" и он признан победителем. Аудиозапись датирована 10 сентября, а конкурс был выигран 14 сентября. Получается Исахов не препятствовал выигрышу конкурса. В ходе судебных тяжб заказчик и Минфин заключили с "Старт-Строй" медиативное соглашение о согласии на регистрацию договора, признали исковые требования. Но суд отказал в утверждении медиации и отказал "Старт-Строй" в иске, поскольку бюджетный кодекс не позволял регистрацию договора в отсутствие полной суммы по проекту. По сей день "Старт-Строй" в электронном портале значится победителем конкурса, то есть ему не причинен ущерб», – заявила адвокат подсудимого Жания Бодау.
Сторона защиты спрашивала Егизбаева, почему он написали заявление в ДКНБ на Исахова и почему не написали на судью, который отказал в медиации? Почему не написали на Минфин, раз они отказывали в регистрации? Почему именно на Исахова решили возбудить уголовное дело? И просил ли лично Исахов у него 187 млн тенге в качестве взятки за выигрыш в конкурсе?
Ранее подсудимый Исахов рассказывал, что акимат предложил компании «Старт-Строй» распределить и завершить работы с ТОО «Сити-Строй» с учетом выполненных работ, чтобы не останавливать работы в период пандемии и завершить до конца 2020 года. Однако представитель «Старт-Строй» с условиями не согласился, а позже СМИ растиражировало вырезку из аудиозаписи разговора Исахова с представителем ТОО «Старт-Строй» Егизбаевым.
Спустя три года после конкурса он обращается в ДКНБ с заявлением, что Исахов лоббирует интересы другой компании и требует с предпринимателя 187 млн тенге в качестве взятки. Напомним, прокуратура Шымкента сняла с экс-заместителя акима города Максута Исахова обвинение в лоббировании интересов компании при госзакупках с формулировкой «за отсутствием события уголовного правонарушения».
«В заявление об уголовном правонарушении Егизбаева нет подтверждающих документов, то есть он не представил ни аудиозапись, ни судебный акт, ни доверенность. Заявление вообще не подлежало принятию, потому что нет подтверждающих документов. Егизбаев не отрицает, что обращался в 2021 году в антикоррупционную службу, которая попросила его представить аудиозапись. Но он не смог представить в связи с утерей. Антикор отказал в возбуждении уголовного дела ввиду того, что нет признаков уголовного правонарушения, и отписал заявление в номенклатурное дело, потому что нет признаков преступления, нет ущерба. При этом направили материалы в ДВГА для проведения проверки. Аудит не установил нарушений, влекущих уголовную ответственность. По закону уголовные дела не возбуждаются по гражданско-правовым спорам, разрешенным судебным актом. Проблема была только в том, что конкурс проведен по специальному порядку во время пандемии, потому возникли технические сложности в регистрации договора в Минфине, за что Исахов не несет никакой ответственности. С 6 июня по сегодняшний день Егизбаев даже не посчитал свой ущерб, а дело возбуждено, человек сидит под стражей», — сообщила адвокат Бодау.
После перерыва суд приступил к допросу трех сотрудников ДКНБ: оперуполномоченного по особо важным делам Диаса Марина, следователя Жалгасова Ербола и заместителя руководителя следственного управления Абзала Сарсебаева.
Сторона защиты утверждает, что Сарсебаев возбудил дело на основании только заявления неуполномоченного лица Егизбаева без представления самой аудиозаписи и подтверждающих документов, судебных актов, доверенности. А дело якобы незаконно возбуждено с целью давления на Исахова, привлечения его к уголовной ответственности и искусственного создания нового дела по даче взятки за разрешение первого дела.
«Все негласные следственные действия в отношении Исахова проведены Диасом Мариным с грубейшими нарушениями закона, в деле нет процессуальных следственных документов, как того требует закон при проведении НСД. Уголовное дело по даче взятки возбуждено также с нарушением процессуальных норм в отсутствие подтверждающих документов. Установлено, что оперуполномоченный ДКНБ Бахытжан Нурлыбеков с декабря 2020 года имеет отношения к «Старт-Строй», Марин Диас оказался знакомым Егизбаева и общался с ним по телефону в мае 2023 года, то есть до подачи последним 6 июня 2023 года заявления в ДКНБ. Более того, Егизбаев говорит, что не видел их в день дачи заявления, но есть журнал регистрации посещения граждан, у него заявление принимает следователь, а по факту его сопровождает и оформляет пропуск Марин. Эти обстоятельства достаточно подтверждают создание ДКНБ псевдокоррупции», – утверждает Бодау.
Ранее в суде Максут Исахов заявлял, что терпел провокации и угрозы, а уголовное дело — это месть комитетчика за невыполненную просьбу.
Автор: Александра Ким