В последнее время, проблеме буллинга и травли в школе стали уделять все больше и больше внимания во всем мире. Девид Олвеус впервые описал это явление в 1970-е годы. Хотя буллинг в школе и является распространенным, но в современном мире, а особенно в Казахстане данной проблеме не уделяется должного внимания, ее не исследуют, не обсуждают и стараются укрыть.
Под буллингом принято понимать травлю, притеснение и дискриминацию. Это такой вид насилия, когда один человек или группа людей физически, морально или психологически нападают на другого человека, угрожают ему. Как правило, насилие происходит над человеком, который не может защититься, а у агрессоров стоит желание напугать, причинить боль, обидеть или задеть.
Безумно огромное количество людей сталкивались с этой проблемой, с травлей и насмешками, угрозами и придирками. Важно отметить тот факт, что в школьном буллинге принимают участие как дети, так и педагоги. Можно сказать о том, что жертвами становятся – дети, педагоги, родители и другие работники школы, также и агрессорами могут быть все вышеперечисленные. В классе, где происходит буллинг, страдает не только тот человек, которого травят, но и агрессор, и участники, и педагоги, и в принципе весь класс. Многие видят в этом только проблему ребенка, его семьи или абьюзера (ребенка-агрессора). Но нужно работать именно со школой, с преподавателями, ведь в большинстве случаев ребенок подвергается травле именно там.
Благодаря исследованиям Национального исследовательского института было выявлено, что с травлей во всем мире сталкиваются примерно 35% детей, в Казахстане статистика чуть хуже и здесь буллингу подвергаются или имеют к нему какое-либо отношение 52%. В первую очередь это психологическая агрессия, которой отводится около 32%, что касается физической агрессии, будь то толчки, пинки или какие-то побои, то тут 26,6%.
На основании анализа статистики и исследований, которые были проведены в Казахстане можно выделить следующее:
38% школьников сталкивались с травлей в школе;
агрессорами являются ровесники (53% случаев), старшие ученики (21%) и учителя (26%);
буллингу подвергаются младшие школьники в 8% случаев, старшие школьники в 31% случаев и учащиеся средней школы в 61 % случаев;
к агрессивному поведению детей приводит стиль воспитания и критика родителей;
жертвы буллинга расскажут о случившемся родителям в 47% случаев, друзьям в 23% случаев, в 8% учителям и в 20% случаев никому не будут рассказывать[6].
Чаще всего, по мнению учащихся, их травят за внешний вид (43,8%) или же принадлежность национальности (33,6%). Что самое немаловажное, каждый пятый опрошенный утверждает о том, что учителя проявляли или проявляют к нему агрессию, при этом 65% респондентов считают атмосферу в школе дружелюбной.
Одной из главных проблем является то, что учителя и учащиеся зачастую замалчивают данную проблему, именно поэтому родители узнают лишь в 20% случаях.
По результатам исследований, подготовка психолога оказывается ниже средней, многие просто не готовы к свалившимся на них проблемам. У школьного психолога нет возможности охватить все ситуации и проблемы, возникающие в школе и в конкретном классе.
Данные специалисты уверенны в том, что буллинг в школе начинается с семьи, поскольку основная часть детей, которые подвергаются травле в школе, подвергаются и резкой критике со стороны родителей дома. Помимо этого, исследователи учитывают и генетическую закономерность, доказывая это тем, что если отец ребёнка травил учащихся в школе, то и ребёнок проявляет некоторую агрессию к людям.
Касаемо зарубежных стран и того, как и в какой мере проявляется буллинг. В Великобритании школы буквально «заражены» эпидемией буллинга, там преобладают физическое насилие, оскорбления, запугивание детей.
В США не так давно каждый девятый из десяти детей подвергся оскорблениям из-за своей сексуальной ориентации. США не обходит стороной проблему буллинга и постоянной занимается тем, чтобы найти пути решения её. Любой учащийся или студент может подойти к психологу и обговорить этот вопрос и получить совет, также их диалог останется совершенно конфиденциальным. Однако тут не всё так гладко, жертвы буллинга из-за доступности оружия зачастую могут отомстить своим обидчикам и принести им урон и увечья, которые не совместимы с жизнью.
В Швеции с 2006 года существует должность, которая помогает школам предотвращать случаи травли и заботиться о том, чтобы достоинство каждого учащегося не принижали. В Швеции принято не бороться и пресекать, а создавать и поддерживать. Задача взрослых состоит в том, чтобы создать максимально дружелюбную атмосферу в школах, на улице и во всей стране в целом. На государственном уровне детей защищают два закона «Об образовании» и «О запрете дискриминации».
По мнению большинства учёных в Японии на данный момент один из лучших уровней образования, здесь за места происходит настоящая борьба. В Японии зафиксировано немало случаев, когда дети сводили счёты с собой из-за того, что не выдерживали конкуренцию и их просто продолжали травить.
Во Франции создана специальная социальная сеть, где учащиеся анонимно могут рассказать о своих проблемах и специалисты помогут найти решение. Буллингу здесь чаще всего подвергаются дети мигрантов, как и в Германии они наиболее подвержены данной проблеме.
Принято выделять следующие причины буллинга:
невысокий уровень воспитания школьника;
заниженная самооценка;
злоупотребление различными токсичными веществами;
постоянная высокая агрессивность ребенка;
повышение статуса в коллективе;
неограниченное желание доминирования;
низкая успеваемость по предметам;
плачевная обстановка в семье;
насилие в семье;
конфликты в семье:
низкое материальное положение семьи;
отношение родителей гиперопека или гипоопека.
В моменты подросткового возраста и полового созревания у ребенка меняется весь мир, характер и мышление. Возникают проблемы психологического и физического характера, ставятся под сомнение мысли и поступки взрослых, появляется дух протеста. Для учащихся с низким уровнем успеваемости агрессия является именно тем средством, которое поможет компенсировать эту успеваемость. Агрессоры действуют в зависимость со следующими мотивами: месть, борьба за власть, зависть, неприязнь, самоутверждение, желание быть в центре внимания.
Чаще всего, в таком процессе, как буллинг в школе, выделяются такие стороны:
- Жертва, которой может стать абсолютно любой ребенок и взрослый. Более того, риск стать жертвой особенно высок для неуверенных в себе людях, одиноких, тревожных. Чаще всего, у жертвы обнаруживаются головные боли, мигрени, депрессивные расстройства и отставания в развитии. Жертвы видят мир, который повсюду таит опасность.
- Агрессоры, место которых занимают ребята из авторитарных, неблагополучных семей. Такие дети отстают в школьной программе, они активны, стремятся занять место лидера и быть в центре внимания. Замечания, наказания и угрозы абсолютно не останавливают агрессоров. Используя травлю, они достигают собственные цели.
- Свидетели, которых можно также назвать зрителями. Такие люди становятся очевидцами процесса буллинга, ведь он происходит прямо у них на глазах. Хоть они и видят все со стороны, но точно также подвергаются психологического воздействию. Такие люди чувствуют страх при нахождении в школе, чувствуют себя беспомощными. Роль свидетелей могут занимать как учителя, учащиеся, так и работники школы.
Жертвами буллинга чаще всего становятся:
дети с нестандартной внешностью (шрамы, косоглазие, вес);
тихие и слабые дети;
броско одетые и неопрятно одетые;
стукачи и ябеды;
неуспевающие по учебе;
дети с различными заболеваниями (тики, заикания);
дети с физическими недостатками (очки, слуховые аппараты);
замкнутые, стеснительные и застенчивые;
ребята других национальностей;
новички, которые только появились в классе;
любимчики учителей.
Важно сказать и о том, какие виды буллинга существуют:
эмоциональное насилие (насмешки, угрозы, слухи, критика, избегание, нецензурная брань, акцент на физических недостатках, оскорбления, записки);
физическое насилие (удары, избиения, пинки);
сексуальное насилие;
экономическое насилие (порча имущества, отбирание денег, вымогательство);
кибербуллинг (сообщения с угрозами, публикация фото в интернет, анонимные звонки, комментарии к фото).
Буллинг в школе, как проблема, требует должного внимание, ведь травля несет последствия в жизни жертв – это и проблемы с социальным развитием, со школьной адаптацией. Учащиеся, которые были подвержены травле получают глубокую психологическую травму, которая запомнится им навсегда. Через много лет после окончания школы, приходя на сеансы к психологу взрослые вспоминают о травле, плачут, рассказывают об этих травмах. Ведь буллинг в школе сказывается не только на жертвах, но и на агрессорах, зрителях. Дети, которые были подвержены буллингу в школе в пять раз чаще испытывают головные боли, психологические расстройства, апатию и совершают попытки суицида.
Данная проблема требует комплексного подхода. С травлей в школе должен разбираться не только учащийся, а все субъекты образовательного процесса. Главный совет для тех, кто столкнулся с этим, как можно скорее получить консультацию специалисты и ни в коем случае не умалчивать об этом.
Родителям необходимо сходить вместе с ребёнком или сводить его отдельно к специалисту, а затем лично обсудить с ним и оказать поддержку, которые помогут наладить доверительные отношения.
Так, учителю необходимо присматривать за детьми, чтобы вовремя определить потенциально опасную и проблемную ситуацию, постараться её предотвратить и обязательно помочь решить.
Детям необходимо рассказать о случившемся, быть уверенным в себе, настойчивым, постараться избегать случаев травли.
Тот буллинг, которому подвергся человек в школе оставляет свой отпечаток в его жизни: мешает строить отношения, пробовать себя в разных сферах деятельности, заводить друзей, не дает достижению вершин в работе. Именно поэтому необходимо уделять должное внимание проблемам буллинга и травли в школе. Внимания должны уделять как психологи школы, так и родители, администрация школы, учителя, СМИ.