Уполномоченный по правам ребенка в Казахстане Динара Закиева выступила с тревожным заявлением по итогам своего визита в Туркестанскую область.
В своем сообщении на страницах социальных сетей омбудсмен поделилась результатами опроса школьников, который выявил множество серьезных проблем, связанных с насилием, буллингом и суицидами среди учащихся.
Одной из самых тревожных ситуаций стала та, что произошла в одной из школ Сарыагашского района. Школьники через анкеты сообщили о случаях буллинга и вымогательств, которые стали частью их повседневной жизни. Трагедия случилась весной — ученик этой же школы свел счеты с жизнью. Вдобавок к этому, у 15-летней школьницы была выявлена беременность, ставшая результатом насилия. Еще более тревожным является тот факт, что дети, оказавшиеся в этих ситуациях, подавали сигналы о своем состоянии через рисунки, которые собирали школьные психологи. Однако никто не обратил на это должного внимания, и своевременная помощь так и не была оказана.
Ситуация в одной из школ Толебийского района вызывает не меньшее беспокойство. Четверо учащихся из одного класса в ходе опроса рассказали, что подвергаются жестокому обращению, включая физические наказания, дома. Несмотря на эти признания, школьные психологи и администрация не предприняли необходимых действий и не обратились в соответствующие органы для вмешательства.
В другой школе, расположенной в Сайрамском районе, одна из учениц совершила попытку самоубийства. Тем не менее, несмотря на эту тревожную ситуацию, никакой помощи со стороны медиков или психиатров предоставлено не было, и ребенок остался без необходимого внимания.
Данные случаи подчеркивают глубокие проблемы системы защиты детей в сельских школах. Признание детей о насилии и унижениях, которое они переживают, не находит отклика у школьного персонала, что говорит о недостаточной подготовке специалистов и отсутствии должной координации с правоохранительными и медицинскими службами. Такие ситуации требуют немедленного вмешательства и кардинальных изменений в работе образовательных учреждений, чтобы дети могли рассчитывать на защиту и помощь.
Трагические события, о которых рассказала Закиева, свидетельствуют о системных недоработках и неэффективности существующих механизмов поддержки школьников. Игнорирование сигналов о кризисных ситуациях, отсутствие реагирования со стороны педагогов и психологов, а также замалчивание проблем в сельских сообществах угрожают безопасности и благополучию детей.