Свежее на сайте
15/03/2025

Незаконное строительство в Туркестане: почему государственные органы игнорируют нарушения?

В Туркестанской области разгорается скандал вокруг незаконного строительства коммерческих объектов.

Две строительные компании оказались в центре внимания после того, как выяснилось, что они возвели постройки без надлежащих разрешений. Однако, несмотря на очевидные нарушения, государственные органы до сих пор не приняли исчерпывающих мер.

Проверка выявила нарушения, но ответственность – частичная?

В мае 2024 года Департамент Комитета по правовой статистике и специальным учётам Туркестанской области зарегистрировал акт о назначении внеплановой проверки в отношении одной из этих компаний. В ходе проверки были выявлены нарушения, в связи с чем в июле 2024 года специализированный суд по административным правонарушениям города Туркестан вынес постановление о привлечении компании к ответственности.

Организация была оштрафована, однако никаких предписаний о сносе незаконно возведённого строения не последовало. При этом в официальном ответе государственных органов упоминается статья 12 КоАП РК, согласно которой лицо не может быть повторно привлечено к административной ответственности за одно и то же нарушение.

Но насколько правомерна эта ссылка?

Наша редакция заинтересовалась этим и сделала официальный запрос в Государственное учреждение «Управление по контролю Туркестанской области», однако в официальном ответе не содержится информации о принятых мерах в отношении другой компании, также причастной к незаконному строительству. Согласно данным Судебного кабинета Верховного суда Республики Казахстан, эта компания вообще не привлекалась к административной ответственности, несмотря на очевидные основания для этого.

Таким образом, государственные органы не только не предприняли необходимые меры, но и представили редакции информацию, которая, по нашему мнению, вводит в заблуждение налогоплательщиков.

Ограниченные полномочия или нежелание действовать?

В ответе также утверждается, что Управление не может назначить внеплановую проверку, поскольку в настоящее время рассматривается судебное разбирательство между этими строительными компаниями и другими сторонами за право пользования земельным участком. Кроме того, редакция выяснила, что утверждённые схемы отвода земельных участков требуют размещения коммерческих объектов на расстоянии от многоквартирных жилых домов, чего не было соблюдено.

Государственные органы ссылаются на статью 1 Конституционного закона о статусе судебной системы и судей, утверждая, что их полномочия ограничены. Однако в рассматриваемом гражданском деле, находящемся в Специализированном межрайонном экономическом суде (СМЭС) Туркестанской области, компания сама признаёт, что возвела объекты на участке, который ей не был предоставлен, без положительного заключения экспертизы, проектной документации и уведомления о начале строительства.

Фактически компании признали факт нарушения Закона РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», однако государственные органы не замечают этого или намеренно игнорируют.

Есть ли коррупционный след?

Полученные данные указывают на возможное лоббирование интересов третьих лиц. Государственные органы, ссылаясь на законодательство, отказываются предпринимать меры в отношении компаний, которые уже подтвердили свою вину и помимо административных штрафов, должно быть выдано предписание о сносе незаконных объектов.

Что дальше?

Этот случай показывает не только проблемы с незаконным строительством, но и отсутствие прозрачности в действиях государственных органов. Почему одна компания была оштрафована, но не получила предписание о сносе, а вторая – вовсе избежала ответственности?

Пока остаётся открытым вопрос: это обычная бюрократическая ошибка или сознательное покрывательство незаконных действий?