Россия увеличивает экспорт нефти через Казахстан

КазТрансОйл заключила дополнительное соглашение с Роснефтью о транзите 10 млн российской нефти через Казахстан, продлив контракт еще на 10 лет.

Казахстанская нефтетранспортная компания «КазТрансОйл» (90% предприятия принадлежат НК «КазМунайГаз») сообщила о заключении с ПАО «НК «Роснефть» дополнительное соглашение к договору на предоставление услуг по транспортировке российской нефти через территорию Казахстана в Китай.

Таким образом, российская компания продлила договор на экспорт своей нефти через республику в Китай еще на 10 лет. Предыдущее соглашение, заключенное в декабре 2016 года, действовало до 2024 года и предусматривало транзит 10 млн тонн нефти в год. До этого действовал договор, подписанный сторонами в 2013 году, разрешавший российской компании ежегодно транспортировать через Казахстан 7 млн тонн нефти.

При этом КазТрансОйл сообщает о сохранении действующего тарифа в размере $15 за 1 тонну на участке: российско-казахстанская граница (Прииртышск) - Атасу (Казахстан) - Алашанькоу (Китай).

«Атасу-Алашанькоу» - часть системы магистральных нефтепроводов «Казахстан - Китай», принадлежащая компании «Казахстанско-Китайский Трубопровод» Это совместное предприятие КазТрансОйл (50%) и китайской CNPC (50 %). В декабре прошлого года оператор нефтепровода ввел в эксплуатацию две нефтеперекачивающие станции - НПС №8 и НПС №10 в Карагандинской и Алматинской областях. Это дало возможно увеличить пропускную способность нефтепровода с 10,4 млн тонн до проектных 20 млн тонн в год.

Газета «Коммерсант» со ссылкой на данные Института энергетики и финансов сообщает, что в 2021 году прокачка по нефтепроводу составила 10,9 млн тонн, в 2022 году - 10,3 млн тонн. Основную загрузку обеспечивает Роснефть, прокачавшая в прошлом году 9 млн тонн. В январе-апреле этого года, по данным КазТрансОйл, она осуществила транзит 3,2 млн тонн российской нефти в КНР.

Часть российской нефти поставляется в Павлодарский нефтехимический завод (мощность 6 млн тонн в год), взамен казахстанская сторона обеспечивает прокачку собственного сырья в Китай.

Издание отмечает, что в результате санкций Евросоюза в отношении российской нефтяной отрасли компаниям РФ пришлось большую часть трубопроводных поставок нефти в Европу перенаправить морем в другие регионы, в основном в Азию.

Однако западные ограничения и удорожание фрахта создали дисконт для российской нефти, отгружаемой из портов европейской части РФ. Между тем на ту нефть, которую Россия изначально поставляла в Китай и другие азиатские рынки, дисконта практически нет. Поэтому российским компаниям было бы выгодно увеличивать поставки в Китай через Казахстан, пишет газета.

К такому раскладу не против и в Казахстане. В прошлом году глава КМГ Магзум Мирзагалиев заявил, что «в теории процентов на 70% можно было бы увеличить» транзит российской нефти через республику.

Он напомнил о действующем договоре между Роснефтью и CNPC, подписанном в 2022 году, предусматривающем поставку 100 млн тонн российской нефти в Китай через Казахстан в течение 10 лет.

Казахстан в прошлом году экспортировал в КНР 5,3 млн тонн нефти. Но, как правило, прокачка идет через Россию, а по внутренним нефтепроводам (то есть напрямую в Китай) республика отправляет всего около 1 млн тонн в год.

Напомним, что сейчас почти 95% казахстанской экспортной нефти идет через РФ - по системе Каспийского трубопроводного консорциума (52 млн тонн в 2022 году) и нефтепроводу «Атырау-Самара» компании «Транснефть» (9,4 млн тонн).

ЧИТАЙТЕ ДАЛЕЕ