Историко-культурный комплекс «Шымкала» в течение шести лет работал без необходимых правоустанавливающих документов.
Об этом сообщил заместитель акима Шымкента Сарсен Куранбек. По его словам, отсутствовали как государственные акты, так и акты приема-передачи объектов.
Неизвестная судьба миллиардов
Цитадель «Шымкала» была открыта в 2018 году, а с 2019 по 2021 год на археологические исследования и строительство объектов выделили 2,7 млрд тенге. Однако, как признался чиновник, до сих пор непонятно, куда были направлены эти средства.
«Мы направили соответствующие документы в правоохранительные органы, надеемся, что они проведут расследование и дадут ответы», — заявил заместитель акима.
Пропавшие экспонаты
Еще одной серьезной проблемой стала судьба более 2800 археологических находок, обнаруженных в ходе раскопок. По словам Куранбека, артефакты оказались в частных руках.
«Только после вмешательства акима Шымкента удалось вернуть около 1800 экспонатов. Оставшиеся 1000 все еще не переданы. Нам предстоит большая работа по их идентификации и учету», — пояснил он.
При этом остается открытым вопрос о подлинности артефактов.
«Кто может гарантировать, что тот или иной экспонат действительно был найден именно здесь? У нас нет четких подтверждений», — добавил чиновник.
Доходы цитадели уходили в неизвестном направлении. Выяснилось также, что с 2018 года музей под открытым небом получал доход от продажи билетов, но ни копейки из этих средств не поступало в бюджет.
«По неофициальной информации, кассы работали, но куда уходили деньги — неизвестно», — сказал Сарсен Куранбек.
Власти приняли решение передать управление объектом новому учреждению — ГККП «Объединение музеев». Теперь цитадель будет работать в составе музея жертв политических репрессий. Перед новой структурой поставили задачу не только наладить работу, но и вывести доходы в легальное поле.
«Мы установили для них KPI — 20 млн тенге в год. Эти средства останутся у музея и будут направлены на его нужды», — пояснил замакима.
Проблемы с документами есть и у других музеев. Оказалось, что сложности с юридическим оформлением есть и у других культурных объектов города. Например, музей Абая долгие годы существовал без правоустанавливающих документов и находился в составе одноименной библиотеки.
«Где это видано, чтобы музей числился в составе библиотеки?», — удивился Куранбек.
Чтобы навести порядок, власти приняли решение объединить все городские музеи в одну структуру. В будущем, когда будут сняты ограничения, объекты смогут вновь стать самостоятельными. Кроме того, аким Шымкента рассматривает возможность строительства нового музея, который, по мнению чиновников, необходим мегаполису.
Скандалы вокруг культурного наследия города показывают, насколько неэффективно велось управление в этой сфере. Теперь предстоит выяснить, кто понесет ответственность за исчезнувшие миллионы и пропавшие артефакты.