Незаконное предпринимательство, это основная причина угрозы безопасности экономического роста страны

В этой статье постараемся отразить перечень незаконных действий предпринимателей, за совершение которых, законодательством Казахстана предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность.

К ним относятся:

1. Предпринимательство без учета в органах государственного регистра, без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования. Согласно статье 214 УК РК данные деяния наказываются штрафом в размере до 2000 МРП, либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до 600 часов, либо ограничением свободы на срок до 2 лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества или без таковой.

Те же деяния:

а) совершенные организованной группой;

б) сопряженные с извлечением дохода в особо крупном размере;

в) совершенные неоднократно, -

наказываются штрафом в размере до 5000 МРП, либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до 1200 часов, либо ограничением свободы на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества.

Примечание. Лицо, впервые совершившее деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности в случае добровольного возмещения ущерба.

2. Совершение субъектом частного предпринимательства сделки (сделок) без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность

Также несет за собой уголовное наказание согласно статье 216 УК РК совершение субъектом частного предпринимательства действий по выписке счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров с целью извлечения имущественной выгоды, причинившее крупный ущерб гражданину, организации или государству, наказывается штрафом в размере до 3000 МРП, либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до 800 часов, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Вовлечение в законный оборот денег и (или) иного имущества, полученных преступным путем, посредством совершения сделок в виде конверсии или перевода имущества, представляющего доходы от уголовных правонарушений, либо владение и использование такого имущества, сокрытие или утаивание его подлинного характера, источника, места нахождения, способа распоряжения, перемещения, прав на имущество или его принадлежности, если известно, что такое имущество представляет доходы от уголовных правонарушений, а равно посредничество в легализации денег и (или) иного имущества, полученных преступным путем, наказываются согласно статье 218 УК РК штрафом в размере до 3000 МРП, либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до 800 часов, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества.

4. За не извещение органов государственного регистра об изменении места расположения субъекта, влечет предупреждение или штраф на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере - 5 МРП , для среднего бизнеса - 10 МРП  и для крупного бизнеса - 30 МРП.

Предпринимательская деятельность, определяемая как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке, является основной формой экономической деятельности.

Поэтому государство обязано урегулировать законом соответствующие отношения и охранять установленный законодательством порядок различными, в том числе и уголовно-правовыми, средствами. Этим обстоятельством объясняется актуальность проблемы защиты предпринимательства законного (легального) и ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность и лжепредпринимательство для уголовного законодательства. Незаконное предпринимательство состоит в том, что лицо, игнорируя установленный законодательством порядок, осуществляет специфическую экономическую деятельность. Эта деятельность при наличии государственной регистрации и, в ряде случаев, лицензии, могла быть признана предпринимательской. Тем самым субъект осуществляет эту общественно значимую деятельность вне сферы контроля государства.

Это создает условия для различных злоупотреблений, совершения иных преступлений: налоговых, таможенных, связанных с использованием поддельных документов, нарушением прав потребителей и иных хозяйствующих субъектов и ряда иных. Наличие большого числа предпринимательских субъектов действующих нелегально (в рамках так называемого теневого сектора экономики) создает много проблем для государства. Оно сокращает возможности государства по управлению народным хозяйством, устранению его диспропорций, контроля сферы обращения, сокращает налоговую базу, стимулирует инфляцию.

Кроме того, данный сектор экономики является питательной средой для всевозможных криминальных группировок, выполняющих в нем публичные (властные) функции и инвестирующих в него основную часть нелегально полученных доходов, а также составляет базу для коррупции государственных служащих. Лжепредпринимательство законодатель определяет, как создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, имеющее целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству.

Очевидно, что оно всегда посягает на имущественные отношения, одной из сторон которых являются граждане, организации (всех форм собственности, особо выделяются при этом кредитные организации) или государство, которым причиняется крупный ущерб, тогда как незаконное предпринимательство может иметь своим содержанием полезную для окружающих (деловых партнеров незаконного предпринимателя) деятельность. Поэтому в обществе преобладает в целом терпимое отношение к незаконному предпринимательству. Объективная сторона лжепредпринимательства выражается в создании в законных формах коммерческой организации без цели вести соответствующую деятельность (Учреждение некоммерческой организации, а равно и «лжерегистрация» индивидуального предпринимателя, действующего без образования юридического лица, по смыслу закона состава преступления не образует), тогда от государства самого факта ведения бизнеса, чаще - преуменьшение реальных масштабов и сокрытие целых направлений ведущегося легального бизнеса.

Лжепредпринимательство, создание «фирмы-фантома» осуществляется без цели ведения бизнеса в специально указанных противоправных целях: незаконного получения кредитов и (или) освобождение от налогов, извлечения иной имущественной выгоды, а также прикрытия запрещенной (т.е. противозаконной) деятельности. Здесь мы имеем подготовленную деятельность к совершению вполне определенных преступлений (незаконное получение кредита, уклонение от налогов, легализация имущества добытого преступным путем и пр.), широко распространенных в деятельности организованных преступных групп. Как правило, такие группы имеют прикрытие в виде легальной коммерческой структуры, или «холдинга» - клубка фирм и индивидуальных предпринимателей, - укрывающих незаконно полученные доходы, представляющих их окружающим как законно полученные (легализующие) и осуществляющих их нелегальное инвестирование или перевод за рубеж.

Если родовым объектом всех преступлений в сфере предпринимательской деятельности является установленный законодательством порядок осуществления данной деятельности гражданами и юридическими лицами, то видовые объекты могут существенно отличаться. Применительно к незаконному предпринимательству, видовыми объектами являются те общественные отношения, которые охраняются государством в конкретных отраслях экономики, в которых осуществляется незаконная предпринимательская по содержанию деятельность: торговля, строительство, транспорт, образование и иные. Еще большим многообразием отличаются непосредственные объекты уголовно-правовой защиты: порядок регистрации предпринимательских субъектов, порядок государственного лицензирования определенных видов деятельности, порядок осуществления предпринимателями лицензионных видов деятельности, имущественные интересы различных хозяйствующих субъектов, включая государство.

Объективная сторона незаконного предпринимательства отличается разнообразием. Она может выражаться в трех основных формах или в их различном сочетании: осуществление предпринимательской деятельности без регистрации; осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда оно обязательно; с нарушением условий лицензирования. Осуществление предпринимательской по содержанию деятельности является систематическое совершение лицом действий, обладающих определенным единством и в этом единстве направленных на извлечение прибыли в результате возмездного удовлетворения потребностей третьих лиц в предлагаемых товарах, услугах, имуществе.

Вопрос о признании осуществляемой субъектом деятельности предпринимательской деятельностью решаются судебно-следственными органами в зависимости от продолжительности и интенсивности возмездных действий, объема получаемой прибыли и других факторов. Если большинство составов преступлений против установленного порядка предпринимательской деятельности являются формальными, то для незаконного предпринимательства, а также лжепредпринимательства законодатель вводит материальные критерии оконченного состава преступления. Это справедливо ввиду широкого распространения сходных, но малозначительных деяний в современном обществе.

Одну из компаний, на территории которой занимались незаконной предпринимательской деятельностью, недавно выявили сотрудники ДЭР  в Шымкенте. 
Так, в ходе проведения оперативных мероприятий, сотрудниками ДЭР, было установлено, что на территории одной  ТОО , под видом основного вида деятельности, была организована и функционировала крупнейшая в Шымкенте майнинговая ферма. В настоящее время идет расследование.

В завершение хочется отметить, что все меры, принимаемые сегодня по дальнейшему совершенствованию налогового администрирования, направлены, с одной стороны, на побуждение налогоплательщиков РК к соблюдению налоговой дисциплины. С другой стороны, на обеспечение прозрачности налоговой системы, придание уверенности налогоплательщику в стабильности и справедливости налоговой системы, что в конечном итоге позволит государству обеспечить эффективное исполнение доходной части бюджета, которая в целом зависит от каждого гражданина нашей республики, который будет самостоятельно пресекать все противоправные действия не только государственных служащих, но и недобросовестных предпринимателей, в части выдачи фискальных чеков, начислении фактически выплаченной заработной платы, а также осуществлять постоянный контроль за своими пенсионными начислениями.

ЧИТАЙТЕ ДАЛЕЕ